Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Протокол Общего собрания №37

Протокол Общего собрания №37. Скачать (формат - .pdf)

Информационное сообщение

Информационное сообщениеСкачать (формат - .pdf)

Информационное сообщение

Информационное сообщение. Скачать (формат - .pdf)

 

Порядок прохождения психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников

Письмом Минздрава России от 12.08.2022 №30-7/3105 «Об обязательном психиатрическом освидетельствовании отдельных категорий работников» разъяснен порядок прохождения работниками медицинского освидетельствования на состояние психического здоровья.

Так, целях определения пригодности работника по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности работник подлежит направлению на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией. Врачебная комиссия по результатам освидетельствования выносит решение о признании работника пригодным или непригодным вследствие психического расстройства (при наличии медицинских психиатрических противопоказаний) к выполнению вида (видов) деятельности, указанного в направлении на освидетельствование. По окончании прохождения работником освидетельствования медицинской организацией оформляется медицинское заключение, которое представляется в медицинскую организацию, осуществляющую предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр.

То есть, психиатрическое освидетельствование является первичным по отношению к осмотру врачом-психиатром, проводимому в порядке предварительного и/или периодического медицинского осмотра.

Повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Результат ранее проведенного освидетельствования подтверждается медицинскими документами, в том числе полученными путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Установлена дополнительная категория лиц, освобожденная от уплаты госпошлины в суд при подаче искового заявления в суд

Федеральным законом от 28.06.2022 № 209-ФЗ внесены изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно внесенным изменениям от уплаты госпошлины освобождаются истцы - потерпевшие по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 КОАП РФ (Побои), - по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, имеющими судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 116.1 УК РФ (нанесение побоев), при условии совершения таких деяний одним и тем же лицом в отношении одного и того же лица.

Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 12 апреля 2021 года.

Мобилизованные и члены их семей освобождены от пеней за просрочку платежей по ЖКХ.

Федеральным законом от 7 октября 2022 N 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» граждане России, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом по мобилизации, и члены их семей до прекращения действия указанного контракта освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного или неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взноса на капремонт.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Участники специальной военной операции и члены их семей могут рассчитывать на кредитные каникулы.

Подписан закон о кредитных каникулах для граждан, которые до мобилизации или участия в специальной военной операции (СВО) взяли ипотеку, любой потребительский кредит или микрозаем. Это касается и других участников СВО, в т. ч. служащих в Вооруженных силах по контракту, войсках нацгвардии, других организациях и органах. Воспользоваться отсрочкой платежей смогут и члены их семей по своим ранее взятым кредитам и займам.

Кредитные каникулы предоставляются по заявлению на срок службы по контракту или участия в СВО плюс 30 дней. Оформить их можно до конца 2023 г.

Кредитор рассмотрит требование о каникулах в течение 10 дней. Отказать он может только в том случае, если не подтвердится, что человек действительно был мобилизован или участвует в СВО. Если человек не получил в течение 15 дней подтверждение или отказ, то кредитные каникулы считаются действительными с момента подачи заявления.
Пока длятся кредитные каникулы, кредитор не вправе начислять штрафы за просроченную задолженность, приостанавливается исполнительное производство, если оно уже было начато. Проценты по долгу продолжают начисляться, но в особом порядке.

Долг будет списываться в случае смерти военнослужащего, а также если он получит инвалидность 1-й группы. Кредиты и микрозаймы членов его семьи также должны быть списаны в этих случаях. Эта норма распространяется на ситуации, которые возникли после 24 февраля 2022 г.

Федеральный закон от 7 октября 2022 г. N 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу со дня опубликования.

Мобилизованных, контрактников и добровольцев не увольняют, трудовой договор с ними приостанавливается.

Федеральным законом от 7 октября 2022 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установлено, что действие трудового договора мобилизованных, добровольцев и контрактников приостанавливается по заявлению работника. В период приостановления за работником сохраняются место работы (должность), социально-трудовые гарантии. Этот период засчитывается в трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением досрочного выхода на пенсию по старости).

Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан рассчитать работника в полном объеме за предшествующий период работы.

Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. О выходе нужно предупредить как минимум за 3 рабочих дня.

Уволить по инициативе работодателя можно, если работник не вышел на работу через 3 месяца после окончания военной службы или контракта.
Если один родитель мобилизован или подписал контракт, второму родителю дано преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата, а если ребенку нет 14 лет, то второго родителя могут направить в командировку, привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с его письменного согласия.

Правительство вправе определять дополнительные особенности обеспечения трудовых прав мобилизованных, добровольцев и контрактников.

Кроме того, изменениями в ТК предусмотрены особенности инструктажа по охране труда и проверки знаний в случае прохождения обучения в порядке, установленном Правительством. Закон вступает в силу со дня опубликования.

Установлен лимит на привлечение иностранных работников на 2023 г.

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2022 N 1751 «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» определена допустимая доля иностранных работников, которые могут быть задействованы в отдельных отраслях в 2023 г.

Так, для сферы выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовки, оптовой торговли пиломатериалами, древесным сырьем и необработанными лесоматериалами это 50% от общей численности штата, для розничной продажи алкоголя и сигарет в специализированных магазинах - 15%. Сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется Бурятии, Дагестана, Краснодарского края, Амурской области и г. Москвы. Для Дагестана и Краснодарского края такой показатель составит 50%.

Хозяйствующие субъекты должны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с установленными показателями до 1 января 2023 г.

Большая часть бизнеса будет освобождена от плановых проверок в следующем году.

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 N 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336» в 2023 г. плановые проверки и плановые контрольные мероприятия будут проводить только в отношении предприятий и организаций чрезвычайно высокого и высокого риска, а также опасных производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса. Речь идет о проверках в рамках тех видов госконтроля, при которых применяется риск-ориентированный подход.

Предприятиям и организациям, в отношении которых планируется проверка, дается возможность обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита.

Дошкольные и общеобразовательные учреждения чрезвычайно высокого и высокого риска также будут освобождены от плановых проверок в 2023 г. Но в их отношении может быть проведен профилактический визит.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уменьшение платы за коммунальную услугу в связи с низким качеством предоставляемых услуг

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается.

В определенных случаях потребитель также вправе требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
По общему правилу факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг подтверждается актом проверки.

Кроме того, может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Следует учесть, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений ресурсоснабжающая организация производит уменьшение размера платы за коммунальные услуги, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 12 ст. 157.2 ЖК РФ).

Если же нарушения возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производит. При этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Требования по выгулу домашних животных больше не распространяются на собак-проводников

Федеральным законом от 07.10.2022 № 396-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что требования по выгулу домашних животных больше не распространяются на собак-проводников.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дано определение термину «собака-проводник».

Так, согласно тексту закона собака-проводник - собака с комплектом снаряжения, которая сопровождает инвалида по зрению и на которую выдан документ, подтверждающий ее специальное обучение.

В России ужесточили контроль за финансовыми решениями АНО, использующей бюджетные средства

Федеральным законом от 07.10.2022 № 393-ФЗ в ФЗ «О некоммерческих организациях» внесены изменения.

Согласно положений рассматриваемого закона усилен контроль за принятием автономной некоммерческой организацией (АНО), в деятельности которой используются бюджетные средства, финансовых решений по распоряжению деньгами и имуществом.

Так, совершение АНО крупной сделки возможно только после предварительного согласия ее учредителей либо коллегиального высшего органа управления в порядке, определенном ее учредительными документами, при наличии на расчетных счетах организации неиспользованных бюджетных средств к моменту сделки.

Кроме того, дано определение крупной сделки применительно к деятельности АНО, закреплены обязательные условия, которые должны содержаться в решении о предварительном согласии на ее совершение. Так, крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной.

Новые правила установления и подтверждения инвалидности

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены новые правила признания лица инвалидом. Обновление правил установления и подтверждения инвалидности будет проходить в 3 этапа.

Так, с 1 июля 2022 года граждане вправе самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы – без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения.

При этом в соответствии с пунктом 32 Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) в случаях:

а) наличия в направлении на медико-социальную экспертизу сведений о соответствующем предпочтении гражданина;

б) указания гражданином соответствующего предпочтения в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро);

в) невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;

г) выявления несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих гражданина на медико-социальную экспертизу, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;

д) необходимости обследования гражданина с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий;

е) если целью медико-социальной экспертизы гражданина, ранее признанного инвалидом, является разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

ж) если гражданин является получателем социальных услуг в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

С 1 июня 2023 года вступят в силу положения о возможности прохождения экспертизы дистанционно, с помощью сети Интернет, в случае обжалования гражданином (его законным или уполномоченным представителем) решения медико-социальной экспертизы в вышестоящие учреждения медико-социальной экспертизы.

С 1 января 2024 года экспертиза без личного присутствия гражданина будет проводиться без доступа к персональным данным гражданина и его законного или уполномоченного представителя вне зависимости от места проживания (нахождения) гражданина.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) сможет обжаловать решение бюро медико-социальной экспертизы, принятое на основе документов с ограниченным доступом к персональным данным, в главное бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) в месячный срок со дня получения решения на основании заявления, поданного в бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания), либо в главное бюро по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

О новом в материнском (семейном) капитале

С 27 октября 2022 года средства материнского капитала можно направлять на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями.

Ранее средства материнского (семейного) капитала возможно было направить на оплату образовательных услуг, предоставляемых только частными образовательными организациями, зарегистрированными в качестве юридического лица.

Соответствующие изменения внесены в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12. 2007 № 926.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Права несовершеннолетних на получение пенсии и пособия от государства

Государственная поддержка детства обеспечивается государственными органами посредством пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

На основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» несовершеннолетний ребенок может иметь право на следующие виды пенсий:

- на пенсию по случаю потери кормильца;

- социальную пенсию ребенку-инвалиду;

- социальную пенсию инвалидам с детства;

- социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Оспаривание бездействия судебного пристава

Согласно ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административного судопроизводства - по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Кроме того, жалоба на действия или бездействие должностных лиц службы судебных приставов может быть подана непосредственно вышестоящему должностному лицу ФССП: на судебного пристава-исполнителя – начальнику отделения судебных приставов-исполнителей, на начальника отделения – руководителю органов ФССП по субъекту и т.д., а также непосредственно в органы прокуратуры.

О расширении полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве

Федеральным законом от 07.10.2022 № 387-ФЗ в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые расширили полномочия прокурора в гражданском процессе. 

Статья 45 (участие в деле прокурора) дополнена частью четвертой, согласно которой в целях обеспечения законности прокурор по своей инициативе или инициативе суда вступает в рассматриваемое дело на любой стадии процесса для дачи заключения:

1. о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;

2. при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;

3. в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.

Внесенные изменения вступили в силу с 18 октября 2022 года.

Изменения в трудовом законодательстве

С 01.09.2022 вступили в силу Правила обучения по охране труда и проверки знания охраны труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 (далее – Правила).

Положения пунктов 99, 104-116 и 118-119 Правил касаются:

– осуществления работодателем деятельности по обучению работников вопросам охраны труда при условии внесения этим работодателем информации в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

– внесения сведений в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда;

– внесения сведений в реестр обученных по охране труда лиц (будут применяться с 1 марта 2023 года).

Документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия.

С 01.09.2022 применяется новое положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.04.2022 № 223н, в соответствии с которым оформлять документы при расследовании несчастных случаев на производстве будет необходимо с учетом классификаторов. Классификации подлежат и причины несчастных случаев.

С этого же времени вступили в силу обновленные нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.05.2022 № 291н.

Бесплатно выдавать продукты работникам с вредными условиями труда необходимо будет не позднее даты, следующей за датой внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в федеральную систему, за все время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени.

Кроме того, с 01.09.2022 начал действовать утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 № 342н порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, которым определены новые требования к выдаваемому работодателем направлению на освидетельствование.

При проезде к месту лечения отдельных категорий детей-инвалидов предоставляется возможность воспользоваться авиаперелетом.

Согласно, постановлению, правительства РФ от 14.11.2022   N 2045 «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» при проезде к месту лечения отдельных категорий детей-инвалидов предоставляется возможность воспользоваться авиаперелетом.

Авиаперелет за счет средств ФСС предоставляется при направлении к месту лечения и обратно детей-инвалидов с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, получающих противоопухолевую и иммуномодулирующую терапию, детей-инвалидов, имеющих хроническую почечную недостаточность (находящихся на гемодиализе), и сопровождающих их лиц, проживающих на удалении от места лечения более чем на 12 часов следования железнодорожным транспортом или 1000 километров.

Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Постановлением правительства РФ от 03.11.2022 № 1978 утверждены требования к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований о блокировке звонков с подменных номеров.

Так, с 1 января 2023 г. в России начнет работать система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. Правительство утвердило требования к этой системе, а также правила ее функционирования и взаимодействия с информационными и иными системами, в т. ч. с системами операторов связи.

Система создается радиочастотной службой для соблюдения требований Закона о связи о блокировке звонков и сообщений с подменных номеров. Она должна обеспечивать в т. ч. анализ абонентских номеров и уникальных кодов идентификации абонентов; выявление соединений, в отношении которых отсутствует информация об их инициировании; мониторинг соблюдения операторами связи требований по прекращению пропуска трафика в отношении таких соединений; представление в Роскомнадзор сведений для мониторинга соблюдения операторами связи установленных обязанностей.

Определен перечень информации, подлежащей обработке. Система будет функционировать ежедневно в круглосуточном режиме. Участниками взаимодействия с ней являются радиочастотная служба - ее оператор, Минцифры, Роскомнадзор, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, и операторы связи.

Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.

Уголовная ответственность за ложное сообщение об акте терроризма

Статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации   предусматривает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Наказание за указанное преступление может быть назначено в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Опасность данного преступления состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, сеется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка, средства на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб.

Адресатом ложных сообщений могут быть любые органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица организаций, предприятий, граждане, чьи интересы затрагиваются и которые обязаны или вынуждены на них реагировать.

Форма и способ передачи заведомо ложного сообщения могут быть различными - устно, письменно, с использованием технических средств связи, лично, через других лиц и т.д., не влияют на квалификацию преступления, достаточно того, что лицо уверено, что его ложное сообщение достигнет цели.

В связи с изложенным, хотелось бы предостеречь тех лиц, которые, не подумав о последствиях своего глупого поступка, могут лишиться свободы за вроде бы безобидную «шутку», в результате которой отвлекаются значительные силы и средства органов правопорядка для проверки ложных сообщений.

Противодействие терроризму

В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Закон устанавливает правовую основу противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняет важные понятия в этой сфере.

Под терроризмом понимается деятельность, включающая в себя:

- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

- подстрекательство к террористическому акту;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации));

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Аналогичное определение содержится в ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей санкции за совершение террористического акта вплоть до пожизненного лишения свободы.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.

Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным                          ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, - несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).

Согласно ст. 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

- по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

- по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Меры по противодействию финансирования терроризма закреплены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В числе мер, предусмотренных данным законом, находится обязательный контроль в установленных случаях за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также внутренний контроль в организациях, осуществляющих такие операции.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, которые утверждены Президентом Российской Федерации 05.10.2009, определены субъекты противодействия терроризму. Ими являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Ответственность за незаконный сбыт оружия и основания освобождения от нее

Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ).

К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.

За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.

Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.

Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.

Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия. Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст. 222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Статьей 222 УК РФ также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. Установлена уголовная ответственность и за незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия.

В зависимости от тяжести совершенного преступления наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

Вместе с тем лицо, добровольно сдавшее вышеупомянутые предметы, освобождается от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Правовые последствия усыновления ребенка

Усыновление является в Российской Федерации приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом их этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В статье 137 Семейного кодекса РФ закреплены правовые последствия усыновления детей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. По отношению к своим родственникам (своим родителям) усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей.

При этом указанные правовые последствия усыновления ребенка, наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель – мужчина, или по желанию отца, если усыновитель – женщина.

В случае смерти одного из родителей усыновленного ребенка по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьей 67 Семейного кодекса РФ. Так, дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей или одного из них от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать их не препятствовать этому общению.

О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

Последствия работы без оформления трудового договора

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым договором признаётся соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности.

Зачастую граждане осуществляют трудовую деятельность на основании договоров возмездного оказания услуг, договоров подряда, не заключая трудовые договоры.

Вместе с тем, работа по гражданско-правовым договорам не подразумевает начисление соответствующих выплат в случае временной нетрудоспособности, беременности, выходных пособий, предоставления отпуска и т.д.

В случае отказа работодателя заключить трудовой договор при фактическом осуществлении трудовой деятельности на основе гражданско-правового договора, работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением об установлении факта трудовых отношений.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения влечёт административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом следует отметить, что число привлеченных по указанной статье лиц в Челябинской области растет.

Во исполнение антикоррупционного законодательства и в целях избежания привлечения к ответственности о противодействии коррупции следует работодателям, вне зависимости от форм собственности, в том числе индивидуальным предпринимателям, при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, если не прошло 2 года с момента его увольнения из соответствующего органа, в десятидневный срок сообщать бывшему работодателю о заключении с таким работником договора.

Следует отметить, что на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Ответственность несовершеннолетних за употребление наркотических средств

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» потребление наркотиков и психотропных веществ запрещено на всей территории Российской Федерации. За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 6.9 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также по ст. 20.20 КоАП РФ за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

По указанным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть привлечены несовершеннолетние лица, которые достигли 16-ти летнего возраста. В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ.

Согласно ст. 20.22 КоАП РФ, нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Лицо, которое добровольно обратилось в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, которое в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ (действие данной нормы распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ).

Кроме того, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «а» ч. 3 ст. 230 УК РФ, склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Ответственность за использование чужой банковской карты

Использование чужой банковской карты, обнаруженной где-либо, категорически запрещено. Обнаруженная, а затем использованная чужая банковская карта не будет являться находкой в соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса РФ.

Оплата товаров либо иное списание денежных средств бесконтактным способом (через банкомат, путем перевода на другой банковский счет, путем совершения покупок через Интернет) образует состав преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, а именно кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).

Аналогично квалифицируется списание денег со счета потерпевшего с применением похищенной банковской карты.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Кража с банковского счета, независимо от суммы похищенного является тяжким преступлением. В силу ст. 25 УПК РФ уголовные дела о таких преступлениях не подлежат прекращению в связи с примирением с потерпевшим и согласно ст. 314 УПК РФ не могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства.

Незаконные операции со средствами материнского (семейного) капитала

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В последнее время увеличилось число мошенников, предлагающих обналичить средствами материнского капитала. Не редкостью являются случаи, когда владельцы сертификатов, вкладывая их в мошеннические схемы, не получают денежные средства.

За обналичивание средств материнского капитала с нарушением требований законодательства предусмотрена не только уголовная ответственность, но и рассмотрение исковых заявлений в порядке гражданского судопроизводства о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки.

Уголовной ответственности в данном случае подлежат не только лица, получающие вознаграждение за оказание содействия в обналичивании денежных средств, но и их законные владельцы, соглашающиеся на участие в преступных аферах.

Заместитель межрайонного прокурора В.Д. Хижний

«УТВЕРЖДАЮ»

Тихорецкий межрайонный

прокурор

советник юстиции

___________Козяйчев А.И.

« _

 

Как отличить подарок от взятки

Можно ли дарить подарки государственным и муниципальным служащим, работникам медицинских и образовательных и других учреждений? Как отличить подарок от взятки?

Основным критерием является мотив, по которому передаются какие-либо ценности.

Статьей 572 ГК РФ установлено, что дарение происходит безвозмездно, то есть без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого.

Если же передача ценности связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя, то это уже не дарение.

Подобные действия могут быть расценены как передача взятки, за что установлена уголовная ответственность. При этом неважно передается ли взятка до или после выполнения встречных обязательств, а также были ли указанные обязательства заранее обусловлены достигнутой договоренностью об их выполнении.

Кроме того, дарение разрешено не во всех случаях. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:

- от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными их законными представителями;

- работникам образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- лицам, замещающим государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 ГК РФ).

Однако независимо от размера, незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) не имеет значения.

Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс.руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание 15 лет лишения свободы.

Добросовестный приобретатель

В силу статьи 302 ГК РФ добросовестным является приобретатель имущества, который не знал и не мог знать о том, что данное имущество возмездно приобретено им у лица, которое не имело права его отчуждать.

В этом случае собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, при рассмотрении дел об истребовании имущества добросовестность ответчика является предметом спора.

В силу п. 4 ст. 302 ГК РФ суд отказывает в удовлетворении требования публично-правового образования об истребовании жилого помещения у добросовестного приобретателя, не являющегося таким субъектом гражданского права, во всех случаях, если после выбытия жилого помещения из владения истца истекло три года со дня внесения в ЕГРН записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя. При этом бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя, или обстоятельств выбытия жилого помещения из владения истца несет публично-правовое образование.

Добросовестный приобретатель жилого помещения, в удовлетворении иска к которому отказано на основании истечения срока давности, признается собственником жилого помещения с момента государственной регистрации его права собственности. В таком случае право собственности добросовестного приобретателя может быть оспорено в судебном порядке и жилое помещение может быть истребовано у него лишь по требованию лица, не являющегося публично-правовым образованием.

Течение срока приобретательной давности (срока, по истечении которого возникает право собственности на имущество у его фактического владельца – лица, которое, не являясь собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющего им как своим собственным имуществом в течение определенного времени) начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае если было зарегистрировано право собственности на недвижимую вещь – не позднее момента государственной регистрации права.

Возмещение вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на безопасный труд. Обязанность по обеспечению сохранности жизни и здоровья работников законом возложена на работодателя.

Трудовым кодексом РФ установлен запрет на работу в опасных условиях труда и закреплена обязанность работодателя приостановить работы на рабочих местах в случаях, когда по результатам специальной оценки они будут отнесены к опасному классу.

Запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, например, ликвидацией последствий аварий на опасном производственном объекте.

При повреждении здоровья в результате несчастного случая на производстве либо получении профессионального заболевания работнику возмещаются утраченный заработок, а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Работник также имеет право на взыскание компенсации морального вреда.

В случае смерти работника соответствующие расходы возмещаются семье.

При отказе работодателя от возмещения расходов спор подлежит рассмотрению судом.

Помощь в защите трудовых прав, в том числе в судебном порядке, при необходимости может быть оказана прокурором, для чего следует обратиться с заявлением в органы прокуратуры.

О порядке взыскания задолженности по алиментам по достижении ребенком совершеннолетия

Согласно пункту 9 части 2 статьи 43, части 2 статьи 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации (выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия); одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.

Согласно части 6 статьи 30 этого же закона основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в случае если принудительное исполнение исполнительного документа о взыскании алиментов прекращено по достижении ребенком совершеннолетия, а задолженность по алиментам не погашена судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам.

В силу части 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Административная ответственность за незаконную реализацию SIM-карт

Согласно ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи только на основании договора об оказании таких услуг.

Заключение договоров об оказании услуг сотовой связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом таких договоров с специально оборудованных транспортных средств.

При заключении договоров по оказанию услуг сотовой связи, в том числе при продаже sim-карт оператор связи или лицо, действующее от его имени обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте.  

Заключение договоров возможно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

За заключение договоров оказания услуг сотовой связи и или продажу sim-карт неуполномоченным лицом ст. 13.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

- для граждан – от 2 до 5 тысяч рублей;
-  для должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;
-  для юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Административная ответственность несовершеннолетних

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Ответственность за незаконную рыбную ловлю

Правовое регулирование любительского рыболовства осуществляется Федеральным законом от 25.12.2018 N 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены запреты на осуществление любительского рыболовства. В частности, запрещена рыбная ловля:

- с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;

- с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

способом подводной охоты в местах массового отдыха граждан,

- с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы, аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов, а также с применением орудий для подводной добычи (вылова) над поверхностью водных объектов.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рыбную ловлю. Так, за нарушение гражданами правил, регламентирующих рыболовство, статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

За незаконную рыбную ловлю установлена уголовная ответственность. Такая ответственность может наступить, если незаконная ловля совершена с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления рыбы, в местах нереста или на миграционных путях к ним, а также на особо охраняемых природных территориях.

Уголовная ответственность за рыбную ловлю наступает в соответствии со статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, превышающий сто тысяч рублей. Виновному в незаконной рыбной ловле может быть назначен штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

При совершении указанного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинение особо крупного ущерба виновным грозит штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет. При этом в соответствии с примечанием к статье 256 Уголовного кодекса РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей, а особо крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Изменения в жилищном законодательстве

В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 165-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации.

Так, принятие решения о выборе управляющей организации закреплено в перечне компетенций общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Также закреплена необходимость принятия решения более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме в случае выбора способа управления таким домом и выбора управляющей организации.

Кроме того, установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам могут перечисляться напрямую лицам, которые такие услуги предоставляют, например, управляющим  и ресурсоснабжающим организациям, операторам по обращению с ТКО, и прочее.

Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2022 года.

В такси с судимостью

С 1 марта 2023 года для лиц, имеющих судимость за совершение отдельных преступлений, устанавливается запрет на управление легковыми такси и общественным транспортом.

Так, закон предусматривает ограничение на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с УК РФ тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.

Предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергается уголовному преследованию за указанные преступления.

Документом также установлена обязанность работников, осуществляющих пассажирские перевозки, до 1 сентября 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Работники, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство другого государства - члена ЕАЭС, наряду с такой справкой обязаны представить аналогичный документ, выданный компетентным органом соответствующего государства - члена ЕАЭС.

Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку (для граждан государств - членов ЕАЭС - соответствующий документ) подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Медицинские свидетельства о рождении

В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы (медицинское свидетельство о рождении).

Медицинские свидетельства о рождении могут оформляться либо на бумажном носителе, либо в форме электронного документа.

Оформление гражданам медицинских свидетельств о рождении в форме электронного медицинского документа (OID:76) осуществляется с согласия матери в медицинских информационных системах медицинских организаций  и/или государственных информационных системах субъектов РФ и передается на регистрацию в «Федеральный реестр электронных медицинских документов» единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЭМД ЕГИСЗ).

В случае формирования медицинского свидетельства о рождении в форме электронного медицинского документа свидетельство на бумажном носителе не выдается.

При выдаче гражданам медицинских свидетельств о рождении на бумажном носителе, сведения в виде структурированного электронного медицинского документа (OID: 118) из медицинских информационных систем медицинских организаций и/или государственных информационных систем субъектов РФ передаются на регистрацию в РЭМД ЕГИСЗ.

Медицинское вмешательство

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для медицинского вмешательства обязательно требуется предварительное согласие гражданина либо его законного представителя.

Такое согласие дается на основании представленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

При этом данное согласие должно быть оформлено в письменной форме.

В том случае, если пациент является несовершеннолетним, недееспособным информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дают один из родителей либо иной законный представитель.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину разъясняются последствия такого отказа.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: если такое вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; в отношении лиц, совершивших общественно-опасные деяния (преступления); при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы; при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель.

Порядок идентификации и аутентификации посетителей спортивного соревнования

С 4 июля 2022 г. устанавливается порядок идентификации и аутентификации посетителей спортивного соревнования.

Идентификация является обязательной и осуществляется однократно. Результаты проведения идентификации хранятся в информационной системе идентификации болельщиков.

Оператор информационной системы идентификации болельщиков размещает на едином портале Госуслуг список многофункциональных центров и уполномоченных организаций, обеспечивающих возможность проведения идентификации посетителей спортивных соревнований, обеспечивает установку в них своего веб-сервиса, обеспечивающего возможность проведения идентификации, а в группе разбора инцидентов, связанных с доступом на официальные спортивные соревнования и осуществляющей свою деятельность в непосредственной близости у объекта спорта в день их проведения - веб-сервиса, обеспечивающего возможность проведения аутентификации посетителей спортивного соревнования.

Для прохождения аутентификации и доступа на территорию места проведения официального спортивного соревнования посетителю спортивного соревнования необходимо иметь автоматически сформированный электронный документ в виде QR-кода, предоставляющий право доступа на официальное спортивное соревнование.

Право доступа на официальное спортивное соревнование проверяется в автоматическом режиме с помощью информационной системы контроля, а результаты проверки отображаются на экране монитора контролера-распорядителя.

В случае отсутствия у болельщика действующего электронного документа, предоставляющего право доступа на спортивное соревнование, либо несоответствия его возраста и (или) лица с отображаемыми на мониторе информационной системы контроля доступа объекта спорта, контролер-распорядитель ограничивает проход посетителю на объект спорта.

Также утверждены требования к персонифицированной карте, включая порядок их оформления и учета.

В частности, установлено, что при подаче заявления на оформление персонифицированной карты представляются, в том числе, следующие сведения и документы: ФИО и дата рождения, пол, данные документа, удостоверяющего личность, гражданство, фотография, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, информация о спортивном клубе, болельщиком которого является посетитель спортивного соревнования (по желанию).

Доступ к реестровой записи о персонифицированной карте предоставляется оператору информационной системы, работнику группы разбора инцидентов, а также Минспорта России и организации, осуществляющей эксплуатацию информационной системы идентификации.

Новый порядок организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительством Российской Федерации установлен новый порядок организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1086 «О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является МЧС России, включая его территориальные органы.

Предметом надзора является реализация федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Инспекторами органов, осуществляющих государственный надзор, в отношении контролируемых лиц проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок.

Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (со дня начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.