Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил новый порядок исчисления срока погашения и порядок снятия судимости

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 07.06.2022 № 14 «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости» разъяснил новый порядок применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости.
В частности, определено, что при рассмотрении вопроса о снятии судимости судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному и не допускать случаев принятия необоснованных и немотивированных решений.
Суды не вправе отказывать в снятии судимости по основаниям, не указанным в законе, таким как тяжесть преступления, образовавшего данную судимость, наличие других судимостей, мягкость отбытого наказания, непризнание лицом своей вины и т.д.
Также разъяснено, что сам по себе факт привлечения лица к административной ответственности не может препятствовать снятию судимости – в этом случае учету подлежат конкретные обстоятельства и характер допущенного правонарушения, а также отношение лица к исполнению административного наказания.
О безупречном поведении лица могут свидетельствовать данные с места жительства, подтверждающие в том числе наличие прочных социальных связей (вступление в брак, рождение детей и т.п.), положительные характеристики с места работы или учебы.
Даны разъяснения о том, что судимым также следует считать осужденного, который уклоняется от отбывания (исполнения) наказания, в частности, не уплачивает штраф без уважительной причины (ч. 2 ст. 83 УК РФ).
В случае, если осужденному смягчено наказание в апелляционном, кассационном или надзорном порядке либо усилено наказание судом апелляционной инстанции, изменена категория преступления на менее тяжкую на основании ч. 6 ст. 15 УК РФ или если лишение свободы заменено осужденному более мягким видом наказания в порядке исполнения приговора вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу (ст. 10 УК РФ), то сроки погашения судимости, а также иные предусмотренные уголовным законом правовые последствия, связанные с его судимостью, должны определяться с учетом указанных изменений приговора суда.

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил порядок въезда в Россию иностранных граждан

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 06.10.2022 N 41-П "По делу о проверке конституционности подпункта 12 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Конституционный Суд неоднократно указывал, что при решении вопроса об административном выдворении иностранного гражданина из России (и, соответственно, о праве въезжать в Россию и находиться на ее территории) заслуживающие внимания обстоятельства не могут иметь безусловного преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями и даже наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных принудительных мер миграционной политики.
Запрет на въезд иностранного гражданина в РФ является административной мерой принуждения, не тождественной привлечению лица к ответственности за совершение административного правонарушения в сфере миграционного законодательства. Для принятия решения о неразрешении въезда в РФ уполномоченный орган должен установить и оценить в том числе семейное положение иностранного гражданина и последствия принятого решения для его семейной жизни.
Подпункт 12 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не противоречит Конституции РФ, поскольку он предполагает, что при наличии вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении, в котором сделан вывод о невозможности применения к иностранному гражданину административного выдворения за пределы РФ в связи с обстоятельствами его семейной жизни, притом что назначение такого наказания за соответствующее административное правонарушение является обязательным, при обжаловании решения о неразрешении въезда в РФ, вынесенного в отношении того же иностранного гражданина в связи с тем же нарушением миграционного законодательства, суд должен оценить возможность применения запрета на въезд в РФ с учетом негативных последствий этого запрета для обеспечения права на уважение семейной жизни иностранного гражданина, ранее установленных судом, вне зависимости от формального соответствия решения уполномоченного органа требованиям закона.

Ответственность несовершеннолетних за преступления и административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств

В Российской Федерации за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие 16-летнего возраста.
Под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах).
В соответствии с уголовным законом под незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ понимается незаконная деятельность лица, направленная на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.) другому лицу (приобретателю). При этом передача лицом реализуемых средств и веществ приобретателю может быть осуществлена любыми способами, как непосредственно, так и путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ означает их неконтролируемое распространение и употребление. Это весьма негативно влияет на состояние здоровья населения, социально-психологическую атмосферу, экономику, политику и правопорядок.
Законодатель предусмотрел строгую ответственность за незаконный оборот наркотических средств. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации наказание за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических, психотропных веществ или их аналогов, предусмотрено от 4 лет до пожизненного лишения свободы, за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта – от 3 до 15 лет лишения свободы.
Среди несовершеннолетних широко распространено совершение данных преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Несовершеннолетние, получая информацию от различных лиц или непосредственно из сети «Интернет» о возможности получения дохода от размещения наркотических средств в тайники («закладки»), вступают в переписку с лицами, осуществляющими деятельность по распространению наркотических средств, получают от них сведения о месте хранения «оптовых» партий наркотических средств и размещают их в разовых дозах в тайники («закладки»), за что получают соответствующее вознаграждение.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусмотрел сокращение низшего предела наказания в виде лишения свободы наполовину несовершеннолетним, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств. Вместе с тем, данное сокращение несовершеннолетним срока наказания в виде лишения свободы не освобождает их от отбывания данного вида наказания в условиях изоляции от общества.
В настоящее время Тихорецким городским судом рассматривается уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, осуществившего незаконный сбыт наркотического средства. В ходе предварительного расследования в отношении несовершеннолетнего избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. В настоящее время судебное разбирательство не окончено.
Наряду с уголовной ответственностью предусмотрена также административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, круг которых также достаточно обширен.
Административная ответственность наступает в следующих случаях:
1) при незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконном приобретении, хранении, перевозки растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества – ст.6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) при потреблении наркотиков без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — ст.6.9 КоАП РФ;
3) при уклонении от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ – ст.6.9.1. КоАП РФ;
4) при вовлечении несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ – ст. 6.10 КоАП РФ;
5) при пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ – ст. 6.13 КоАП РФ;
6) при нарушении правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ – ст. 6.15 КоАП РФ;
7) при нарушении правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – ст. 6.16 КоАП РФ;
8) при незаконных приобретении, хранении, перевозке, производстве, сбыте или пересылке прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконных приобретении, хранении, перевозке, сбыте или пересылке растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ – ст. 6.16.1 КоАП РФ;
9) при непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – ст. 10.4 КоАП РФ;
10) при непринятии мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – ст. 10.5 КоАП РФ;
11) при незаконном культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – ст. 10.5.1;
12) при потреблении наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах — ч.2 ст.20.20 КоАП РФ;
13) при потреблении несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ – ст. 20.22 КоАП РФ;
Указанные статьи предусматривают наказания для правонарушителей в виде штрафов от 1500 рублей до административного ареста до 15 суток.

Тихорецкой межрайонной прокуратурой опротестованы незаконные правовые акты

Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, по результатам которой в деятельности администраций муниципального образования Тихорецкий район выявлены нарушения в указанной сфере.
В соответствии с п. 7 ст. 47.1 БК РФ реестры источников доходов бюджетов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном местной администрацией.
Установлено, что администрациями сельских поселений утверждены порядки формирования и ведения реестров источников доходов бюджетов. Вместе с тем, ввиду ненадлежащей организации работы по актуализации указанных правовых актов, значительная часть их положений претерпела изменения, а некоторые из них вовсе утратили силу.
Так, например положение согласно которому информация по решению финансового органа субъекта Российской Федерации, финансового органа муниципального образования, органа управления государственным внебюджетным фондом может быть сформирована на основе информации, предварительно подготовленной в информационной системе главным администратором доходов соответствующего бюджета по администрируемым им доходам бюджета, утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 294.
На основании изложенного, на вышеназванные правовые акты принесено 11 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Работа межрайонной прокуратуры в указанном направлении продолжается.